Кафедра юридических и социально-политических наук ИИГСО НГПУ
НГПУ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Электронный учебник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Понятие и предмет трудового права.
Трудовое правоотношение.

Понятие и предмет трудового права.

    Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст.15 ТК РФ).
    Трудовые отношения образуют основу предмета трудового права, являются базовыми, определяя само название данной отрасли.
    Необходимо отметить, что в реальных условиях, когда формирование рынка труда базируется на отношениях спроса, предложения и найма рабочей силы и ее обмена на жизненные средства в форме оплаты труда (денежной или натуральной), понятие "трудовые отношения" трактуется порой достаточно широко. К ним пытаются отнести не только отношения наемного труда, возникающие на основе добровольного соглашения (трудового договора) между сторонами (работником - физическим лицом и работодателем - физическим или юридическим лицом), но и иные отношения по труду, либо составляющие предмет других отраслей права (гражданского, административного и т. д.), либо практически не регулируемые правом (например, совместный труд членов семьи по ведению домашнего хозяйства).
    Это связано с тем, что категория "труд", понимаемая как целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности (рабочую силу) для создания определенных материальных и духовных благ, удовлетворяющих его личные и общественные потребности, характерна для всего многообразия отношений по труду, которые регулируются не только трудовым правом, но и другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Основные принципы регулирования отношений по труду установлены конституционным правом (ст. 17-19, 27, 29-34, 37, 43-46 Конституции РФ).
    Гражданское право регулирует отношения по труду (выполнению работы) на основе договоров возмездного оказания услуг (консультационных, информационных, по обучению и др.) и иных договоров подрядного характера, а также договоров авторского права.
    В названных отношениях стороны выступают как самостоятельные субъекты, имеющие свой специфический интерес и реализующие его на началах полного равенства: подрядчик - путем выполнения определенной работы по заданию заказчика и сдачи ее результата заказчику за обусловленную оплату, а заказчик - путем получения обусловленного результата работы, удовлетворяющей его соответствующие хозяйственные бытовые и иные потребности.
    При этом, если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (ст. 703 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), т. е. отношения, возникающие в процессе выполнения работы, и сам процесс работы в этих отношениях, как правило, не регламентируются.
    Административное право регулирует отношения по труду, основанные на жесткой субординации сторон по принципу "власть-подчинение", которые иногда называют "служебно-трудовыми". К ним можно отнести отношения по прохождению военной службы или иной военизированной службы.
    С введением службы по контракту на военной службе, службе в органах внутренних дел и иных военизированных структурах, регулирование этого вида отношений сближает их с трудовыми. Все категории лиц, проходящих тот или иной вид государственной службы - гражданской, военной или военизированной, можно считать работниками по найму у государства, служебно-трудовые отношения которых регулируются в определенной части трудовым правом (например, по оплате и охране труда) с особенностями, устанавливаемыми нормативными актами административного права и учитывающими особый характер их служебно-трудовой деятельности. Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, ратифицированный бывшим СССР еще в 1973 г., устанавливает право каждого человека (включая государственных служащих всех видов службы) создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы, особо оговаривая при этом возможность введения законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.
    Как уже отмечалось, предметом трудового права является и большая группа отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Их тесная связь с базовыми трудовыми отношениями обусловлена необходимостью создания условий для нормального функционирования этих отношений, начиная со стадии их возникновения и кончая стадией их прекращения.
    В отличие от трудового отношения, субъектами которого являются две четко обозначенные стороны: работник и работодатель, в них участвуют другие субъекты.
    Принято было считать, что эти отношения либо предшествуют трудовым отношениям, либо сопутствуют им, либо приходят им на смену.
    Метод трудового права характеризуется следующими чертами:
    1) Договорным возникновением трудовых отношений на основе свободного волеизъявления сторон, исключающим любые формы принуждения к труду.
    2) Органичным сочетанием законодательного регулирования социально-трудовых отношений, устанавливающего государственные гарантии прав и свобод субъектов (участников) этих отношений и имеющего публично-правовую природу, с договорным регулированием этих отношений на всех уровнях (от федерального до уровня отдельной организации и даже отдельного работника), имеющим частноправовую природу, например на основе коллективных договоров. Данное сочетание находит объективное отражение и закрепление в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, актах органов местного самоуправления, локальных нормативных актах организаций, содержащих нормы трудового права, а также в нормативных договорах в форме соглашений и коллективных договоров, заключаемых на основе социально-партнерских отношений между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления с объединениями работодателей и профсоюзами.
    3) Сочетанием юридического равенства сторон трудового отношения с их равной подчиненностью трудовому распорядку.
    4) Существованием и постоянным развитием системы способов защиты трудовых прав и интересов работников и работодателей.
    Конкретный перечень фундаментальных принципов правового регулирования труда был разработан Международной Организацией Труда и закреплен в принятой 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МОТ Декларации "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации". В состав этого перечня вошли следующие принципы, обусловливающие содержание современного позитивного международно-трудового права:
    а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
    б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
    в) действенное запрещение детского труда; г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
    В качестве принципов международного трудового права нередко также рассматриваются и основные права трудящихся, которые содержатся не только в документах МОТ, но и во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 18 сентября 1973 г.
    Они содержат:
    - право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается;
    - право на справедливые и безопасные условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
    - право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации;
    - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения;
    - право на создание профессиональных союзов и вхождение в профессиональные союзы для защиты своих интересов;
    - право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск;
    - право на одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
    - право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны;
    - право на защиту от безработицы;
    - право на юридическую защиту своих прав, конкретные формы которой устанавливаются правовой системой каждой страны.
    В качестве межотраслевых принципов, действие которых распространяется не только на трудовое право, но вместе с ним и на другие отрасли права, регулирующие общественные отношения в области занятости населения и реализации творческих способностей человека в рамках различных видов общественно-полезной деятельности, сегодня фигурируют правовые основы политики нашего государства в сфере труда и занятости населения (ст. 7 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации"). К ним, в частности, относятся:
    - обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на свободный выбор вида занятости;
    - поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
    - соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
    - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
    - поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
    Отраслевые принципы:
    - принципы привлечения к труду, обеспечения занятости и использования рабочей силы;
    - принципы, определяющие уровень условий труда и охрану трудовых прав;
    - принципы производственной демократии и развития личности трудящегося;
    Внутриотраслевые принципы:
    - обеспечения свободы в труде и занятости, запрещения принудительного, обязательного труда;
    - обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве, на материальную и моральную поддержку при безработице;
    - обеспечения равноправия в труде и занятости, запрета дискриминации в труде;
    - обеспечение права на справедливое вознаграждение по трудовому вкладу и не ниже государственного минимума оплаты труда;
    - обеспечение права на охрану труда, на безопасность рабочего места, защиту от трудового увечья и возмещение ущерба при таком увечье; особая охрана труда женщин, молодежи и других работников, нуждающихся в специальной защите;
    - обеспечение права на ограничение рабочего времени, на отдых, включая выходные, праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;
    - обеспечение права работодателя требовать от работников исполнения обязанности добросовестного труда, бережного отношения к имуществу производства, а также права работников требовать от работодателя (администрации) соблюдения им (ею) трудовых обязанностей, трудового законодательства;
    - обеспечения права на защиту трудовых прав, включая судебную защиту, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, в том числе право на забастовку;
    - обеспечение прав работников, их трудовых коллективов и профсоюзов на производственную демократию, развитие социального партнерства.
    Для трудового права наиболее значимы Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.1, где в ст. 6 сформулировано положение, согласно которому государства, участвующие в Пакте, "признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги в обеспечении этого права". В последующих статьях Пакта дается понятие "права каждого на справедливые и благоприятные условия труда" и раскрывается его содержание, которое служит международным стандартом таких условий, позволяя на основе сравнительного метода определять соответствие национального законодательства о труде требованиям этого стандарта. К сожалению, законодательство России о труде не в полной мере соответствует этому стандарту, в первую очередь в части, касающейся уровня оплаты труда, понятия справедливой заработной платы, сформулированного в указанном Пакте.
    Первостепенное значение в качестве источника трудового права приобретают нормативные акты МОТ, принимаемые в форме конвенций и рекомендаций. Правовые нормы, содержащиеся в конвенциях и рекомендациях МОТ, образуют своеобразный международный трудовой кодекс, который охватывает все стороны трудовых отношений, обобщая мировой прогрессивный опыт в области труда с учетом реальных возможностей каждого государства по применению международных трудовых норм.
    По состоянию на конец 2001 г. МОТ принято 183 конвенции и 190 рекомендаций, из которых в России действуют 50 ратифицированных конвенций. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 гг. предусмотрена возможность ратификации еще 15 конвенций МОТ, среди которых наибольшее значение имеют конвенции № 158 (1982) "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя", № 168 (1988) "О содействии занятости и защите от безработицы" и № 173 (1992) "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя".
    Высшей юридической силой в правовой системе России обладает Конституция РФ, которая является фундаментом юридической базы всего действующего законодательства (в том числе и трудового) и определяет его основное содержание.
    Все иные источники права (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.) издаются на основе Конституции РФ.
    Нормы Основного закона, закрепляющие права и свободы человека, определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это полностью относится к нормам Конституции РФ, устанавливающим права и свободы человека в сфере труда и обеспечивающим защиту этих прав и свобод (ст. 7, 30, 34, 37, 45 и 46).
    Конституция РФ гарантирует каждому гражданину России обладание на ее территории всеми правами и свободами, устанавливает равные обязанности (ч. 2 ст. 6), равенство всех перед законом и судом и запрещает дискриминацию по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и другим обстоятельствам, предусмотренным ст. 19.
    Основным отраслевым источником трудового права является ТК РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г.
    Его значение как основного отраслевого закона состоит в том, что он обеспечивает единый подход к регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, устанавливая, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах (федеральных и субъектов РФ) и нормативных правовых актах, должны соответствовать ТК РФ.
    В случае противоречия между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяются нормы ТК РФ.
    В случае если принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
    К числу источников трудового права относятся и нормативные указы Президента РФ, издаваемые им как главой государства. По своей юридической силе они занимают следующее после Конституции РФ и федеральных законов место и не должны противоречить им (ст. 90 Конституции РФ).
    Большая часть указов Президента РФ направлена на регулирование труда государственных служащих, установление особенностей их правового статуса как специфической категории работников. В качестве примера можно назвать указы Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (с последующими изменениями и дополнениями) и от 9 апреля 1997 г. № 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с последующими изменениями и дополнениями).
    К указам общего характера можно отнести Указ Президента РФ от 5 марта 2001 г. № 258 "О должностных окладах гражданского персонала Федеральной службы охраны Российской Федерации".
    Наиболее многочисленный массив федеральных источников трудового права образуют нормативные акты Правительства РФ и подотчетных ему федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
    Из нормативных актов последних лет можно отметить принятое Правительством РФ 6 ноября 2001 г. постановление № 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы"2, а также впервые разработанное Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, и Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78.
    Специфическим источником трудового права являются нормативные правовые акты, принимаемые Министерством труда и социального развития РФ (Минтрудом России) по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в форме постановлений и разъяснений. Особое значение имеют постановления и разъяснения Минтруда России по вопросам охраны труда (например, постановление Минтруда России от 10 мая 2001 г. № 37 "Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах"), а также иным вопросам применения законодательства о труде, с которыми обучающиеся ознакомятся при изучении конкретных институтов трудового права.
    Следует отметить, что не только Минтруд России, но и другие министерства и ведомства Российской Федерации имеют право принимать нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в соответствующей сфере деятельности. Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. № 37 было утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, действующее (с учетом последующих изменений и дополнений) по настоящее время, а Министерство образования РФ приказом от 6 августа 1999 г. № 167 утвердило Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации.
    Поскольку трудовое законодательство относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, то в главных законах содержатся основные принципиальные нормы, регулирующие общественные отношения в сфере труда, прежде всего отношения работников государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов РФ, и государственных служащих государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти данных субъектов.
    Специфический источник права, характерный для данной отрасли, - нормативные договоры. Они являются актами социального партнерства, заключаемыми на основе процедуры ведения коллективных переговоров между сторонами для достижения согласованного решения вопросов регулирования социально-трудовых отношений, учитывающего взаимосвязанные интересы сторон. При достижении соглашения оно оформляется в форме нормативных положений, обязательных для сторон и обеспеченных правовой защитой, что и дает основания для их отнесения к источникам трудового права.
    Различают два вида нормативных договоров:
    1) соглашения;
    2) коллективные договоры.
    Под соглашением понимается правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
    В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
    Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).
    Коллективный договор относится к локальным нормативным актам договорного характера, посредством которых в соответствии с трудовым законодательством может осуществляться регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с трудовыми отношений (ст. 9 ТК РФ). При этом действует строгое ограничение в отношении их содержания: коллективные договоры не должны содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. Если же такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться.
    Роль коллективных договоров как вида локальных нормативных актов значительно возросла в условиях рыночной экономики, когда действующее законодательство устанавливает преимущественно минимальный уровень гарантий трудовых прав работников, предоставляя сторонам трудовых отношений возможность повышать уровень этих гарантий на основе достижения взаимного согласия и закрепления соглашений, достигнутых в процессе коллективных переговоров, в нормах коллективного договора. Условия труда, установленные в коллективном договоре, становятся обязательными для сторон.

Трудовое правоотношение.

    Трудовое отношение - это базовое отношение трудового права, которое определяет само название данной отрасли и является предметом изучения целого комплекса социально-экономических и иных естественных и технических наук, связанных с изучением человека и его потенциальных возможностей во всех сферах деятельности (наука, образование, техника, производство, экономика и др.).
    ТК РФ дает достаточно полное и содержательное определение данного понятия: "Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором" (ст. 15).
    В этом определении четко названы стороны трудового отношения (работник и работодатель), их основные обязанности, которым корреспондируют соответствующие права другой стороны:
    1) обязанность работника - личное выполнение определенной работы (трудовой функции) с подчинением внутреннему трудовому распорядку; его основное право - на плату за выполненную им работу, что характеризует возмездный характер этого отношения. Нарушение этого права либо путем невыплаты заработной платы, либо путем задержки ее выплаты рассматривается как принудительный труд, запрещенный ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ;
    2) обязанность работодателя - обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, соглашением, коллективным договором и трудовым договором; его основное право - требовать от работника личного выполнения определенной работы (трудовой функции).
    Из содержания ст. 15 ТК РФ следует, что главным основанием возникновения трудового отношения выступает трудовой договор.
    Однако, анализируя ст. 16 ТК РФ можно сделать вывод, что для многих категорий работников основанием возникновения трудового отношения являются фактические (юридические) составы, включающие юридические факты в форме правомерных действий, предусмотренных трудовым законодательством, которые предшествуют заключению трудового договора.
    К ним относятся следующие факты:
    1. избрание (выборов) на должность;
    2. избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;
    3. назначение на должность или утверждения в должности;
    4. направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
    5. судебное решение о заключении трудового договора;
    6. фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
    Из определения трудового правоотношения видно, что законодатель выделяет две стороны - работника и работодателя. Однако круг лиц участвующих в отношениях, регулируемых трудовым правом намного шире. Перечень составляет совокупность субъектов трудового права.
    Субъектами права признаются физические и юридические лица, которые на основании правовых норм могут быть участниками возникающих правоотношений - носителями определенных субъективных прав и обязанностей.
    Необходимым условием участия физических и юридических лиц в трудовых и непосредственно связанных с ними отношениях является обладание ими трудовой правосубъектностью.
    Трудовая правосубъектность как категория трудового права характеризуется наличием трех элементов, составляющих в единстве ее содержание: правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
    Трудовая правоспособность - это обеспеченная государством и установленная законодательством о труде равная возможность вступать в трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
    Трудовая дееспособность - это установленная законодательством о труде способность и юридическая возможность своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
    В трудовом праве они (право- и дееспособность) неразделимы и действуют одновременно, в отличие от гражданского права, которое допускает существование правоспособности при отсутствии дееспособности, когда возможность вступления в имущественные отношения реализуется через представителей.
    Это связано с тем, что труд - личная волевая деятельность работника, осуществляемая им самим. Поэтому в науке трудового права принято говорить о единой праводееспособности.
    Единая трудовая праводееспособность дополняется деликто-способностью. Деликтоспособность как элемент трудовой правосубъектности - это способность субъекта трудового права отвечать за совершенные им трудовые дисциплинарные и материальные правонарушения.
    Трудовая правосубъектность является необходимой предпосылкой, обязательным условием для возникновения трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Только обладая трудовой правосубъектностью физическое или юридическое лицо может быть субъектом трудового права. Это позволяет определить понятие "субъект трудового права".
    Субъект трудового права - обладающий трудовой правосубъектностью участник (сторона) трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет трудового права.
    Следует отметить, что трудовая правосубъектность как неотделимое свойство субъекта трудового права имеет пределы своего существования.
    Используя соответствующие положения гражданского права, можно считать, что трудовая правосубъектность юридических лиц прекращается в случае их ликвидации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам (ст. 61 ГК РФ), а физических лиц - в случае их смерти (ст. 17 ГК РФ).
    В состав субъектов трудового права можно включить:
    1) работников (физические лица);
    2) работодателей (физические лица и юридические лица любой организационно-правовой формы, включая законодательные органы, исполнительные органы государственной власти, органы судебной власти, органы местного самоуправления и др.);
    3) представителей работников в организациях (первичная профсоюзная организация и иные представители, избираемые работниками);
    4) представителей работников в социальном партнерстве (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ);
    5) представителей работодателей в организациях в лице руководителя организации или уполномоченных им лиц;
    6) представителей работодателей в сфере социального партнерства в лице соответствующих объединений работодателей;
    7) органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров (КТС, федеральные суды и суды субъектов Федерации, включая мировых судей);
    8) органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    9) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах;
    10) иных субъектов отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями.
    Каждый вид субъектов трудового права имеет свой правовой статус. Обычно в содержание правового статуса субъектов включают следующие его элементы1:
    1) трудовую правосубъектность;
    2) основные (статутные) трудовые права и обязанности, установленные законодательством;
    3) юридические гарантии (общие и специальные), обеспечивающие реализацию основных (статутных) прав и обязанностей;
    4) установленная законодательством ответственность за нарушение трудовых обязанностей.
    Рассмотрим более подробно особенности правового статуса работника и работодателя.
    Работник - это лицо которое на основе трудового договора и трудового законодательства должен выполнять трудовую функцию, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и т.д.
    Работник - это всегда физическое лицо, которое выполняет трудовую функцию лично.
    Возможность быть субъектом трудового права связывается с достижением определенного возраста, когда физическое лицо юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду. Законодательство устанавливает три возрастные категории лиц, с которыми допускается заключение трудового договора:
    1. 16-летний возраст, который является общим;
    2. 15-летний возраст, однако выступать как сторона лицо может если: 1) получило основное общее образование; 2) оставило в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение;
    3. 14-летний возраст. С этого возраста заключать договор возможно если: 1) существует согласие одного из родителей (опекуна, попечителя); 2) согласие органа опеки и попечительства; 3) работа будет осуществляться в свободное от учебы время; 4) и труд должен быть легким, не причиняющий вреда здоровью.
    Возможно привлечение в качестве работников и лиц моложе 14 лет, однако организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
    Работодатель - это лицо которое на основе трудового договора и трудового законодательства обязан предоставить работу по обусловленной трудовой функции, своевременно оплачивать труд и т.д.
    Работодателем может выступать как физическое лицо так и юридическое. При чем, физическому лицу что бы выступать в качестве работодателя не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
    Юридические лица выступающие в качестве работодателя должны так же обладать правоспособностью. Это заключается в их способности заключать с физическими лицами трудовые договоры (контракты) о выполнении работы по определенной трудовой функции (но одной или нескольким профессиям и должности).
    Конкретно содержание трудовой правосубъектности юридических лиц определяется их уставами, разрабатываемыми на основе норм не только гражданского, но и трудового законодательства (в первую очередь разделами устава, регламентирующими порядок управления деятельностью юридического лица).
    Трудовая работодательская правосубъектность юридических лиц возникает, как правило, одновременно с гражданской правосубъекгностью на основании акта государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным и может выступать как субъект трудового права.
    Трудовой работодательской правосубъектностью могут обладать представительства и филиалы юридических лиц, являющихся их обособленными подразделениями Они не являются юридическими лицами, но выполняют его определенные функции, действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений. Если по положению представительство или филиал наделены правом приема и увольнения работников и реализация этого права на основании доверенности предоставлена руководителю представительства, филиала, то они пользуются производной трудовой работодательской правосубъектностью и выступают в качестве работодателя в пределах предоставленных им юридическим лицом полномочий
    Содержание трудового правоотношения, как и любого другого, составляют права и обязанности его сторон (работника и работодателя), причем они носят относительный характер, т.е. праву работника соответствует обязанность работодателя, и наоборот. С точки зрения своего содержания трудовые правоотношения являются сложными; иными словами, содержание трудового правоотношения предполагает наличие комплекса субъективных прав и юридических обязанностей у каждой стороны, как у работодателя, так и у работника.
    Основные права и обязанности работника.
    Работник имеет право на:
    - заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях,
    - предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором,
    - рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором,
    - своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы,
    - отдых,
    - полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте,
    - профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации,
    - объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов,
    - участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах, ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений,
    - защиту своих трудовых прав,
    -возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального,
    - обязательное социальное страхование.
    Работник обязан:
    - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
    - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
    - соблюдать трудовую дисциплину;
    - выполнять установленные нормы труда;
    - соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
    - бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
    - незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
    Основные права и обязанности работодателя.
    Работодатель имеет право:
    - заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками;
    - вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
    - поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
    - требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережною отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
    - привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
    - принимать локальные нормативные акты;
    - создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
    Работодатель обязан:
    - соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
    - предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
    - обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
    - обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
    - обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
    - выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в срок;
    - вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор;
    - предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
    - своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов;
    - рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать об этом соответствующим органам и представителям;
    - создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
    - обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
    - осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
    - возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред и др.


© Автор-составитель - Харламов Андрей Васильевич
Институт истории, гуманитарного и социального образования
ГОУ ВПО НГПУ (Новосибирск)
Hosted by uCoz