Кафедра юридических и социально-политических наук ИИГСО НГПУ
НГПУ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Электронный учебник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Понятие предмета правового регулирования образовательного права. Функции образовательного права
Правовое регулирование педагогических отношений
Общие требования к содержанию образования
Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация образовательных программ
Документы об образовании
Формы получения образования
Права обучающихся
Охрана здоровья обучающихся, воспитанников
Права и обязанности родителей
Права работников образовательных учреждений

1. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

    Образовательное право сформировалось в процессе регулирования важнейшей сферы общественной жизни - сферы образования.
    Система отношений, которые регулируются образовательным правом, называется образовательными отношениями. Они объединены вокруг одного вида отношений, который составляет центр этой системы, - вокруг педагогических отношений. Образовательные отношения в широком смысле - это все отношения, которые возникают в сфере образования. В узком смысле - это педагогические отношения, или отношения по обучению и воспитанию.
    По субъектам образовательные отношения делятся на следующие виды:
- между образовательным учреждением и обучающимися;
- между органами управления образованием и образовательными учреждениями;
- между учредителем и образовательным учреждением;
- между образовательным учреждением и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;
- между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 10 Закона РФ "Об образовании" предусматривает такую форму, как семейное обучение. В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;
- между органами управления образованием разного уровня, например федеральными и органами субъектов РФ;
- между органами представительной власти и образовательными учреждениями;
- между органами исполнительной власти и образовательными учреждениями;
- между органами судебной власти и образовательными учреждениями;
- между обучающимися;
- между педагогами;
- между образовательными учреждениями и организациями;
- между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность в соответствии со ст. 48 Закона РФ "Об образовании", и обучающимися и др.
    Общие задачи законодательства об образовании изложены в ряде статей Закона РФ "Об образовании". Согласно ст. 3 этого акта все законы принимаются в соответствии с ним. Поэтому цели, сформулированные в законе, являются целями более высокого порядка.
    Самая главная задача законодательства об образовании - закрепить за каждым человеком, гражданином России равное право на качественное образование и установить объем этого права. Затем в законодательстве устанавливаются задачи каждой отрасли образования: дошкольного, общего, профессионального и т. д. Другая главная задача состоит в том, чтобы обеспечить силами государства охрану этого права.
    Образование, в соответствии со ст. 14 Закона РФ "Об образовании", является фактором экономического и социального прогресса общества. Оно должно быть ориентировано на:
1) обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
2) развитие гражданского общества;
3) укрепление и совершенствование правового государства.
    Общие цели образования изложены в этой статье:
- формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- создание общей и профессиональной культуры адекватной мировому уровню;
- интеграция личности в системе мировой и национальной культур
- формирование человека - гражданина, интегрированного современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
    Задачи дошкольного воспитания, образования, дошкольных учреждений определены в ст. 18:
1) воспитание детей дошкольного возраста;
2) охрана и укрепление их физического и психического здоровья;
3) развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития;
4) помощь семье в образовании детей, посещающих дошкольные учреждения;
5) методическая, диагностическая и консультационная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
    В ч. 1 ст. 18 Закона РФ "Об образовании" перечислены задачи родителей по воспитанию ребенка дошкольника: заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
    Задачи общего, школьного образования изложены в ч. 2 ст. 9 Закона РФ "Об образовании":
1) формирование общей культуры личности;
2) адаптация личности к жизни в обществе;
3) создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
    Ряд статей содержат задачи профессионального образования. Часть 3 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.
    Профессиональная подготовка в самом общем виде имеет задачу подготовить работников квалифицированного труда - рабочих и служащих и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством России и уровнем образования (ч. 1 ст. 20 Закона Рф "Об образовании").
    Установлены следующие уровни профессиональной подготовки:
1) профессиональная подготовка;
2) начальная профессиональная подготовка;
3) среднее профессиональное образование;
4) высшее профессиональное образование в трех уровнях;
5) послевузовское профессиональное образование.
    Цель профессиональной подготовки - ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
    Начальное профессиональное образование призвано подготовить работников квалифицированного труда по всем основным; направлениям профессиональной деятельности на базе основного среднего общего образования.
    Целью среднего профессионального образования являются:
1) подготовка специалистов среднего звена;
2) удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе равного общего, среднего, полного,: общего или начального профессионального образования.
    Цели высшего профессионального образования:
1) подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня;
2) удовлетворение потребностей личности в углубленном и расширенном образовании на базе среднего, полного общего, среднего профессионального образования.
    Послевузовское профессиональное образование имеет следующие цели, установленные ст. 25 Закона РФ "Об образовании":
1) дать возможность гражданам повысить уровень образования, научную педагогическую квалификацию на базе высшего профессионального образования;
2) удовлетворить потребность личности в углублении образования.
    Цели дополнительного образования установлены в ст. 26 Закона РФ "Об образовании":
1) удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства;
2) непрерывно повышать квалификацию рабочего, служащего специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.
    Статья 46 - платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Цели статьи:
1) установить право негосударственного образовательного учреждения взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов;
2) не рассматривать как предпринимательскую платную образовательную деятельность такого образовательного учреждения, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении;
3) установить, что взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором;
4) установить обязательную часть договора, который должен включать уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение и иные условия.
    Статья 47 - предпринимательская деятельность образовательного учреждения - дает ему право осуществлять такую деятельность. Неопределенность целей этого права нередко вызывает конфликты между органами управления образованием и образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и родителями, между органами управления образовательными учреждениями и налоговыми службами.
    Целями этой статьи можно считать получение дополнительных доходов, чтобы:
1) повысить оплату труда работников в условиях неполного, несвоевременного финансирования образовательных учреждений;
2) сохранить профессиональные кадры, предотвратив их утечку;.
3) улучшить условия материально-технического обеспечения образовательного учреждения;
4) улучшить условия обучения детей;
5) улучшить условия работы педагогов, обслуживающего персонала;
6) материально помочь обучающимся организовать питание и т. д.
    Статья 48 - индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Целями этой статьи являются:
1) установить определение этой деятельности, а также признать как предпринимательскую и подлежащую регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) освободить индивидуальную трудовую педагогическую деятельность от лицензирования;
3) установить перечень документов, которые заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления при ее регистрации;
4) запретить незарегистрированную индивидуальную трудовую педагогическую деятельность;
5) установить ответственность физических лиц, занимающихся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации.
    Статья 49 устанавливает порядок возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Цель данной статьи --установить обязанность аккредитованного образовательного учреждения в случае некачественной подготовки выпускников возместить дополнительные затраты на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
    Цели, обязанности, ответственность необходимо определить таких важнейших для регулирования образовательных отношений в статьях, как ст. 31 - компетенция органов местного самоуправления в области образования и ст. 32 - компетенция образовательного учреждения.

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

    Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специфические.
    К общим относятся такие юридические функции, как регулятивная и защитная. Регулятивная функция состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве. Защитная функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, общества, государства, промышленности, 'науки, разных социальных групп.
    Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании.
    Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    Порядок приема в образовательное учреждение регулируется ст. 16 Закона РФ "Об образовании", а также определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
    Учредитель устанавливает этот порядок в отношении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивая прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право получить образование соответствующего уровня.
    Принимая гражданина, образовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей):
- со своим уставом;
- с лицензией на право образовательной деятельности;
- со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения;
- с другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
    Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального уровней проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать право граждан на образование и обеспечить зачисление наиболее способных и подготовленных.
    Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения по рекомендации командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
    Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

    Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному, уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
    Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
    Содержание образования должно содействовать:
- взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
- учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
- способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
    В конкретном образовательном учреждении оно определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно.
    Программа - нормативный акт, документ (комплект документов), определяющий в соответствии с государственным стандартом содержание образования определенного уровня по конкретной специальности. Программы делятся на полные и сокращенные.
    Программы сокращенные - такие основные программы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем уровне.
    Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку - на основе государственных образовательных стандартов - примерных образовательных программ.
    Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус программ.
    Образовательное учреждение, реализуя свои программы, использует возможности учреждений культуры.
    Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется в государственных образовательных стандартах. В них также определяются (в обязательном порядке) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
    В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
    Российская Федерация (в лице федеральных органов государственной власти) устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.
    Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется:
- учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения);
- годовым календарным учебным графиком;
- расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
    Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
    Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
    Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
    Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и . объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня обеспечиваются государственной аттестационной службой, не зависимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
    Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо.
    Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

    Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
    Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создают основу для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
    К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
    Профессиональные образовательные программы решают задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, готовят специалистов соответствующей квалификации.
    К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
    Обязательный минимум содержания каждой основной (общеобразовательной или профессиональной) программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. -Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом РФ "Об образовании" и (или) положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующим государственным образовательным стандартом.
    Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) - для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
    Образовательные программы специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в! развитии разрабатываются на базе основных с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.
    Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования преемственны, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
    Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом учащихся на одного педагога, ; на форму семейного образования. При академической задолженности по одному предмету они переводятся в следующий класс . условно. Ответственность за ликвидацию задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей (законных представителей).
    Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится решением образовательного учреждения.
    Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
    Профессиональные образовательные программы реализуются в учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения данного типа готовят работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством РФ и уровням, установленным Законом РФ "Об образовании".
    Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
    Наличие любого другого образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в учреждение профессионального образования.

ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

    Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии со своей лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением.
    Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (.за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
    Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.
    Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения учебы в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня, если иное не предусмотрено его уставом.
    Квалификация (ученая степень), указанная в документах об образовании, дает их обладателям право заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
    В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
    Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.

ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    С учетом потребностей и возможностей человека образовательные программы осваиваются в следующих формах:
- очной;
- очно-заочной (вечерней);
- заочной;
- в форме семейного образования;
- самообразования;
- экстерната.
    Допускается сочетание различных форм.
    Для всех форм в пределах конкретной основной программы (общеобразовательной или профессиональной) действует единый государственный образовательный стандарт.
    Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, утвержден постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463.
    Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержден постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473.

9. ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными локальными актами.
    Права обучающихся делятся на две группы:
- возникающие после приема в образовательное учреждение;
- возникающие после наступления определенного события, указанного в законе.
    Например, только совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
    Граждане, получившие образование в неаккредитованных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
    Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на:
- получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным Учебным планам;
- ускоренный курс обучения;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- участие в управлении образовательным учреждением;
- уважение своего человеческого достоинства;
- свободу совести;
- свободу информации;
- свободное выражение собственных мнений и убеждений.
- получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
- неоднократное получение бесплатного профессионального образования - по направлению государственной службы занятости - в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации;
- перевод в учреждение соответствующего типа в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или учреждения начального профессионального образования (перевод обеспечивает соответствующий орган управления образованием).
    Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
    Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право свободно посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом.
    Обучающиеся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, имеют право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.
    Правом отсрочки от призыва на военную службу - в период обучения на дневном отделении - обладают обучающиеся учреждений профессионального образования, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени).
    Правила, позволяющие гражданам учиться по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта, а также формы их участия в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом последнего.
    Выпускники образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию (независимо от их организационно-правовых форм), обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
    Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.
    Содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Для детей и подростков с отклонениями в развитии созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
    Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ.
    Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в подобные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
    Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста 11 лет, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения и требующих особого педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление в такие образовательные учреждения осуществляется только решением суда.
    Гражданам, содержащимся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также для самообразования.
    Органы государственной власти и управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Их сверхнормативное финансирование осуществляется за счет средств учредителя.
    Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей также определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.
    Запрещается принуждение обучающихся (воспитанников) к труду, не предусмотренному образовательной программой и к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
    В случае прекращения деятельности государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения.
    Государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении; разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

    Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников:
    Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
    Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться на дому или в лечебных учреждениях.
    Педагогические работники образовательных учреждений периодически обязаны проходить медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.
    Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
    Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
    Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
    Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством.
    Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

    Преамбула Конвенции о правах ребенка рассматривает семью как основную ячейку общества и естественную среду для роста и благополучия всех его членов и особенно детей. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Часть прав, связанных с образованием, ребенок реализует сам, часть - родители.
    Родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право:
- выбирать формы обучения и образовательные учреждения;
- защищать законные права и интересы ребенка;
- принимать участие в управлении образовательным учреждением;
- дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения (при его положительной аттестации) по решению родителей (законных представителей) продолжить учебу в образовательном учреждении.
    Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

ПРАВА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
    Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
    При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования:
- методик обучения и воспитания;
- учебных пособий и материалов;
- учебников;
- методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
    Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
    Учебная нагрузка, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
    Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.
    Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере одного минимального размера оплаты труда - в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.
    На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.
    На выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования.
    На работников учебных и научных лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, предприятий и организаций системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.
    На занятых с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для работников таких учреждений (тюрем, колоний и т. д.).

© Автор-составитель - Харламов Андрей Васильевич
Институт истории, гуманитарного и социального образования
ГОУ ВПО НГПУ (Новосибирск)
Hosted by uCoz